На локтях глаза, на груди зубы: что можно узнать из славянских мифов о монстрах-полулюдях

 Кентаврами, циклопами, минотавром, сатирами, серенами никого не удивишь, все хорошо знают, что представляют из себя эти чудовища и мутанты. 

Существует даже такая догадка, что они являются продуктом генетических экспериментов предыдущих развитых цивилизаций, погибших благодаря войнам или природным катаклизмам.

фото pixabay.com

Но насколько хорошо мы знаем монстров нашей родной, славянской мифологии? Давайте посмотрим, каким образом их описывали древние рукописные источники.

Славянские мифы о монстрах, как отмечают исследователи, имеют сходство с античными повествованиями, например, Плиния и Геродота, а также с более поздними произведениями. И делают вывод, что иностранные литературные, энциклопедические и религиозные источники легли в основу некоторых славянских народных мифов.

"Описание о дивьих людях" 17 века, рассказывая о Вавилонской башне, повествует о том, что Бог не только в наказание разрушил её и лишил людей единого языка, но и некоторых из них лишил человеческого облика.

Наша родная славянская традиция более всего наполнена рассказами о чудовищах-людоедах, полурыбах и полузверях, места обитания которых обычно находятся где-то на краю земли, за морями-океанами, в неведомой дали, а также в горах, под землёй и прочих труднодоступных местах. Или в иноземных краях, например «в Туретчиш» за Дунаем.

Среди описаний можно встретить совершенных монстров (например, в Сборнике летописном 17 века Т. Ф. Большакова), у которых "песи главы, а иные без глав и на грудех зубы, а на лактях глаза, а иные о двух лицах, а иные о четырех глазех, а иные по шти рог на главах носят, а у иных по шти перъстов у рук и у ног".

При этом утверждается, что все они произошли от Адама, но будучи грешниками великими, получили кару.

В 1872 году из этнографической экспедиции в Западно-Русский край от Императорского Русского Географического общества были привезены украинские поверья, в которых рассказывалось о людоедах сироiди, которые имеют по одной руке, одной ноге и одному глазу. Белорусские дзикие люди с одним глазом на лбу проживают за морями, лежат около дороги, ловят и едят людей. В краковском издании 1897 года "Люд белорусский на Руси Литовской" описывается заморский дзики наруод, покрытый шерстью, с длинным хвостами и ушами, как у вола. Человеческая речь им неведома, общаются писком. 

Отказывают поляки в человеческом общении и людям niedowiarki, живущим на краю света и имеющим огромные стопы ног, которыми они прикрывают голову от солнца, и имеющим один глаз, но какой! - поистине волшебный - который смотрит вперёд и назад одновременно. 

Русский азбуковник 17 века поддерживает поляков, рассказывая о монокулях, у которых ноги так велики, что они прикрываются от солнца лапой.

Другие хроники и азбуковники пишут об одноглазых и одноногих людях в Татарских землях, называя их мономери, аримаспи, сциподы

Древняя украинская легенда рассказывает, как потерпевшего кораблекрушение человека спасла людина вся в шерсти. Прожили они в её норе целый год. Даже ребёнка нажили - наполовину шерстистого. И тут проплывавший мимо корабль подбирает человека. Увидев такую неверность, людина с горя убивает ребёнка и разрывает его пополам. А потом шерстистую половину закапывает на берегу, а человеческую бросает в море. 

Мутанты с собачьими головами на Украине претерпели невероятную трансформацию, хотя, казалось бы, куда уж больше. Но нет предела фантазии народной, и рассказывают там о монстрах, объединивших в себе на основе песьеглавцев черты циклопов и людоедов. Такая гремучая смесь. Высокого роста с одним глазом во лбу и одним рогом, живущие в ямах, землянках, они ловят и откармливают людей, затем съедают. Знают свойства целебных трав, язык растений и места кладов. Имея ведовские способности, песьеглавцы, в то же время, не блещут умом, и пленённый ими человек выходит победителем благодаря своей хитрости. В помощь ему овечья шкура. Или даже нечистая сила, позволяющая завладеть богатствами песьеглавцев.

У гуцулов также имеются оригинальные представления о песьеглавцах, согласно которым полулюди предстают обросшими шерстью существами с одним человечьим лицом и вторым - песьим. Интересно, что облик песьеглавца по преданиям южных славян имел сам король Аттила.

Природа песьеглавцев в славянских традициях также имеет мистическую, религиозную составляющую. На Украине песиголовцi стали ещё бiсиголовцами. Южные славяне считали, что эти монстры - воплощение злых духов. В Хорватии представляли, что песиглавец - это грешник, превращенный Богом в нелюдь. 

Полулюди-полузвери могут рождаться у обычных людей. Например, если новая жизнь возникла в день великого церковного праздника, то родиться может полуволк или волк с разумом человека. Словене рассказывали, что за некая грешница родила ребёнка с чертами собаки, свиньи и телёнка. Как тут не вспомнить Пушкина и его "Сказку о царе Салтане"?

Родила царица в ночь   

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку.

А самое интересное, что всё это принималось за реальность. По крайней мере, кроме составителей древних энциклопедий и прочих справочников вполне серьёзно относились к сведениям средневековые христиане. Ими рассматривался вопрос о признании монстров людьми и о возможности их крещения. В статье "Ведати подобает о крещении дивов или чуд родящихся" говорилось, что имевшиеся в наличии хоть какие человеческие черты дают возможность причислить существо к людскому роду. 

подготовлено по материалам: "Представления о монстрах-полулюдях в народной традиции славян" О. В. Беловой

Комментарии